МОДА НА БИЗНЕС

— Мода на бизнес не проходит целиком — уходят случайные люди, которые пришли попробовать силы или поиграться. А вот флер от повального увлечения остается. Это своего рода реклама стартапу, хотя для него же и огромная работа: убедить возможных покупателей в том, что среди того уродства и искаженного представления товара или услуги теми самыми, пришедшими «поразвлекаться» в бизнес, есть действительно профессионально сделанные товары, с соблюдением всех технических, гигиенических и прочих норм. Те, кто остался на рынке после модного увлечения, переходят уже в другую фазу — организации бизнеса. Это не обязательно офис, секретарша, склады и цех. Это, скорее всего, задача — правильно распределить начальный капитал. Потому что у действительно фанатов своего дела его, к сожалению, не всегда бывает в нужном количестве. Тут надо или брать кредит, или занимать у друзей, или брать в партнеры коллегу с кошельком. Начиная свой бизнес, я села, написала на листке бумаги сумму, которой располагаю на данный момент, и стала кроить из нее свои денежные расходы так, чтобы соблюсти равновесие расходов и доходов. На что больше потратить: на закупку сырья, новых необычных форм, нестандартных ингредиентов, на рекламу? Расписав все это, я начала с малого: выпустила несколько первых шоколадных комплиментов. Продукция по составу была скромна, без излишеств в виде экзотических добавок, но зато очень красивой и вкусной формы, которая не просится, чтобы ее немедленно съели, а хочет, чтобы ею сначала налюбовались, похвастались перед другими, выложили фото в социальные сети и «Инстаграм». Таким образом, я создала продукт, на рекламу которого не надо было тратить деньги — рекламу стали делать сами покупатели. Единственное, что я сделала — создала свой личный фирменный сайт и страницы в соцсетях. Это практически нулевые затраты, но зато у меня появились поклонники моего шоколада, которые теперь были собраны, как говорится, в одно время и в одном месте. Дальше все пошло по нарастающей: чем больше я стала делать шоколадных комплиментов необычного вида и состава, тем больше стало заказов. Стали появляться деньги, которые позволяли закупать самое качественное сырье, самые экзотические ингредиенты, самые дорогие формы и дизайнерскую упаковку. Появились знакомства в мире профессиональных шоколатье, я смогла позволить себе посетить дорогостоящие мастер-классы у французских и бельгийских мэтров Чем лучше и интереснее был товар, тем больше стало появляться новых заказчиков, тем больше стало обсуждений в соцсетях — начался лавинообразный процесс прихода денег.

Если о «модных» прогнозах, то людям всегда будут нужны хлеб и зрелища, и именно в этих направлениях и будет развиваться бизнес во время кризисов всех стран и континентов. У меня есть знакомый, который во время кризиса 2008 года занимался аттракционами. Когда грянул этот кризис, он схватился за голову: «Все, народу есть не на что, а у меня тут такие цены! Никто не придет, надо сворачивать». И что бы вы думали? Количество желающих прокатиться на его аттракционах выросло в разы! Он сам недоумевал: «Откуда у людей деньги?»

То же самое коснулось и сегмента питания: большие рестораны приуныли, а мелкие «кустарные» производства кулинарных изделий стали наращивать капитал. Маленький и средний бизнес вдруг не так уж сильно пострадали от кризиса. Так и сейчас происходит: закрываются бутики одежды, магазины промтоваров, а здания ресторанов вдруг окрасились гостеприимными приглашениями: «Приходите, у нас не зверские цены». Так и в моем бизнесе: сильно подорожало сырье и ингредиенты, пришлось увеличить цену, но я увеличила ассортимент, потратила много времени на поиски оригинальных решений. Клиентов стало только больше.

Скачать PDF. 540 кб

System.String[]
Наверх